Что кроме договора аренды/субаренды или свидетельства о праве собственности может являться подтверждением местонахождения юридического лица? Существует ли практика по данному вопросу и чем законодательно это определено?

Данные о месте нахождения общества (так называемый юридический адрес) содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Свидетельство о собственности не говорит о нахождении органов юридического лица в данном помещении, а лишь подтверждает право собственности юридического лица на помещение (например, помещение может находиться во владении и пользовании третьих лиц, либо вообще не использоваться, быть непригодным для использования). Согласно п. 2 ст. 54 «Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности». Таким образом, надлежащим документом, подтверждающим место нахождения юридического лица по определенному адресу, является выписка из ЕГРЮЛ в отношении указанного юридического лица, выданной соответствующим территориальным подразделением ИФНС.

Нужно ли заключать предварительный договор аренды с физическим лицом (директором или учредителем) с указанием на заключение договора аренды после того, как юридическое лицо будет зарегистрировано или гарантийного письма достаточно? А также, в каких нормативно-правовых актах это закреплено?

Будущему арендатору необходимо заключать договор с правообладателем недвижимого имущества. Это может быть предварительный договор аренды. Однако, единственным обязательством предварительного договора по закону является обязательство сторон в будущем заключить основной договор (ст.429, 445 ГК РФ). Юридические лица действуют (приобретают права и обязанности) через свои исполнительные органы. В зависимости от организационно-правовой формы и уставных (учредительных) документов наименование исполнительного органа юридического лица может различаться (глава, председатель правления, директор, генеральный директор, президент). По общему правилу учредители юридического лица не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей (ст. 56 ГК РФ). Любой договор, заключенный не от имени правообладателя не будет нести для будущего арендатора правовых последствий, с точки зрения заключения договора аренды. В случае оплаты по такому договору такой платеж не будет являться арендной платой. Лицо, получившее деньги по такому договору, будет признаваться неосновательно обогатившимся. В случае, если договор заключен не надлежащим лицом и в судебном порядке будет доказано злоупотребление им правом, противоположная сторона (арендатор) вправе потребовать возмещения убытков (ст.10 ГК РФ). Гарантийное письмо требуется непосредственно в ФНС при регистрации юридического лица. Оно не является документом, из которого вытекают обязательства для арендатора и арендодателя.

Могут ли иностранные юридические и физические лица выступать учредителями некоммерческих организаций?

Законом о некоммерческих организациях не предусмотрено ограничений на создание иностранными юридическими и физическими лицами некоммерческих организаций.

Какие льготы по налогам имеют некоммерческие организации?
  1. Налог на добавленную стоимость:

    Общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, и учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются вышеуказанные организации инвалидов, не платят налог на добавленную стоимость при реализации товаров, работ, услуг (за небольшими исключениями).

    Религиозные организации не платят налог на добавленную стоимость при реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы.

  2. Налог на прибыль:

    Не облагаются налогом на прибыль:

  3. Налог на имущество организаций:

    Освобождаются от налогообложения по налогу на имущество организаций:

    Применение упрощенной системы налогообложения:

    Некоммерческие организации, в том числе и общественные объединения, могут применять упрощенную систему налогообложения в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

    Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, организации, в которых доля других организаций составляет более 25%, не могут применять упрощенную систему налогообложения. Членами некоммерческих организаций могут быть как физические, так и юридические лица. Поэтому, по сложившейся правоприменительной практике налоговые органы считали, что, если, например, все учредители некоммерческой организации являются юридическими лицами, то доля непосредственного участия в некоммерческой организации других организаций составляет 100%, а это согласно оспариваемому положению исключает возможность для перевода заявителя на упрощенную систему налогообложения.

    Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим Постановлением от 12.10.2004 № 3114/04 определил, что под непосредственным участием других организаций в целях применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации следует понимать участие (вклад) в образование имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении некоммерческих организаций, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала. В связи с этим Президиум Высшего Арбитражного Суда установил, что к некоммерческим организациям понятие «доля непосредственного участия» не может быть применимо.

    Данное положение подтвердил и Конституционный суд РФ в определении от 18.01.2005 № 8-О по жалобе некоммерческой общественной организации «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» на нарушение конституционных прав положением подп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. Конституционный суд подчеркнул, что общественные организации не формируют уставный (складочный) капитал; их члены имеют равные права и обязанности и членские взносы должны вноситься ими в равных размерах и на равных основаниях, вследствие чего невозможно выделить доли участия и определить степень влияния того или иного члена общественной организации при принятии ею решений. Также, по мнению Конституционного Суда РФ, недопустимо определять долю непосредственного участия других организаций в деятельности общественной организации на основе соотношения числа ее членов - юридических лиц и общего числа ее членов, так как такой подход будет свидетельствовать о нарушении конституционно-правового принципа равенства в сфере налогообложения, поскольку недопустимым образом ставит некоммерческие организации в неравные условия с коммерческими организациями, доля участия в которых других организаций определяется на основе стоимостного соотношения их вкладов (взносов) в формировании уставного (складочного) капитала.

Могут ли некоммерческие организации осуществлять предпринимательскую деятельность?

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Лишь в одном случае некоммерческой организации фактически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Согласно п. 1 ст. 121 ГК РФ, если по решению участников на ассоциацию (союз) коммерческих организаций возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Возможно ли в Уставе Автономной некоммерческой организации предусмотреть возможность выхода участников и вступления новых?

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 в Автономной некоммерческой организации не предусмотрено членства. Право учредителей на выход из состава учредителей и прием новых участников действующим законодательством не предусмотрен. Следовательно, наличие в Уставе Автономной некоммерческой организации положений, предусматривающих выход участников и вступление новых, будет противоречить действующему законодательству Российской Федерации.

Могут ли в состав ассоциации (союза) одновременно входить коммерческие и некоммерческие организации?

В соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ (Коммерческие и некоммерческие организации) допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, т.е. не исключается образование объединений, в которые бы входили и те, и другие организации. Однако в ст. 121 ГК РФ (Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)) говорится об объединениях коммерческих (п. 1) и некоммерческих (п.2) организаций по отдельности. В Федеральном законе «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 также разделены объединения коммерческих и объединения некоммерческих организаций.

В соответствии с общим правовым принципом при коллизии общих и специальных норм приоритет отдается последним. Таким образом, создание ассоциаций (союзов), в которые бы входили одновременно коммерческие и некоммерческие организации, не допускается.

Видимо, такая позиция законодателя связана с тем, что цели коммерческих организаций отличаются от целей некоммерческих организаций.

В каких случаях при создании некоммерческих организаций необходимо уведомлять Антимонопольные органы (Федеральную антимонопольную службу (ФАС) (бывший МАП России) и его Территориальные управления)?

В соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.02.1991г. антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):

о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций.

В соответствии с Приказом МАП РФ «Об утверждении положения о порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках» № 276 от 13.08.1999 уведомление подается в соответствующее территориальное управление антимонопольного органа, если в состав участников вновь создаваемого объединения или объединения после реорганизации входят коммерческие организации, расположенные не более чем в пяти субъектах Российской Федерации. Если же в состав участников вновь создаваемого объединения или объединения после реорганизации входят коммерческие организации, расположенные более чем в пяти субъектах Российской Федерации, или в состав участников входят иностранные юридические лица, то уведомление подается непосредственно в антимонопольный орган.

Какие требования предъявляются к наименованиям некоммерческих организаций?

«В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слова «ассоциация» или «союз».

В наименовании организации нельзя использовать сразу две организационно — правовые формы, например: Некоммерческое партнерство «Ассоциация предприятий легкой промышленности».

В названиях некоммерческих организаций наименования «Россия», «Российская Федерация», слова «федеральный» и образованные на их основе слова и словосочетания нельзя использовать без специального разрешения. До недавнего времени (до 16.04.2004) такие разрешения выдавала Правительственной комиссии по выдаче разрешений на использование наименований «Россия», «Российская Федерация».

В названии общественного объединения помимо указания на характер деятельности, должна быть также указана территориальная сфера деятельности организации: международная, общероссийская, межрегиональная, региональная.»

Что такое «предприятие с иностранными инвестициями»?

Иностранный инвестор может создать юридическое лицо, как путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с российским партнером), так и приобрести доли (акции) в уже действующей российской фирме.

Создание и деятельность предприятия со 100% иностранными инвестициями, зарегистрированного на территории РФ, определяется законодательством РФ, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, уровень налогообложения, ограничения по приобретению пакетов акций в отдельных отраслях, подчинение трудовому законодательству.

Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и со 100% иностранными инвестициями) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом следует отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами предприятий с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества. Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости от того, какие цели преследуются при создании компании, какой вид бизнеса интересен для инвестора, от числа учредителей, размера уставного капитала и так далее.

Предприятия с иностранными инвестициями, так же как и при участии российских учредителей, могут быть дочерними, зависимыми или полностью самостоятельными обществами.

В России общество признается дочерним, если другая (основная) компания, в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо другим образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом (то есть в случае, когда основной компании принадлежит большинство голосов для принятия решения в дочерней компании).

Зависимое общество отличается от дочернего тем, что находится под более слабым контролем материнской фирмы, поскольку последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). В России общество признается зависимым, если другая (преобладающая) компания имеет более 20% голосующих акций компании.

Сама процедура регистрации предприятий с иностранными инвестициями аналогична регистрации предприятий без иностранных инвестиций, однако имеет ряд особенностей, связанных с расширенным перечнем требуемых документов.

Требования законодательства к минимальному размеру уставного капитала предприятий с иностранными инвестициями те же, что и для предприятий без иностранных инвестиций (ООО, ЗАО - 100 МРОТ, ОАО - не менее 1000 МРОТ).